к Беломорско-Балтийскому водоразделу

или от Пудожа до Каргополя

Встал в 6:10. Душ. Перекусил, собрался. 9 часов - в путь! И да пребудет со мной сила! Ибо задача вроде проста - добраться до водораздела (по карте - километров 80, по дорогам - более 100), но всё зависит от удачности автостопа.... Протопал по ул.Ленина, потом по Транспортной вышел за город, там шёл не больше километра - подхватил меня мужичок на Оке и довёз до д.Сигово, высадил меня у родника - типа "тут многие останавливаются".
Попил водички - холодненькая, вкусная. Решил постопить здесь. Полчаса - результат нулевой. И уже собрался идти, прошёл метров 200 - тормозит Нива, там двое, постарше меня, женщина за рулём, довезли меня до въезда в п.Кривцы.

Река Водла.

Кривцы расположены с двух сторон Водлы.
Протопал я до моста, полюбовался Водлой, сфотографировал и пошёл дальше, через основную часть посёлка.

Выходя из посёлка, на повороте, увидел примету цивилизации - вышку сотовой связи.

И практически сразу меня подхватил мужичок на новом джипе (ещё не выветрился запах нового пластика), он ехал в д.Усть-Река.

Мужик высадил меня на трассе у поворота на Усть-Реку и сказал что дальше машин будет совсем мало (или вообще не будет), ибо этот поворот ведёт к последнему кусту деревень, а дальше, до границы с Архангельской областью, ничего нет.

И потопал я, надеясь на удачу.

Если не повезёт - придётся заночевать где-то между трассой и Морщихинской, чего совершенно не хотелось. Хотя у меня и был день в запасе, но усталость уже накопилась - ведь это был уже 11-й день путешествия!

Не совсем уверен, но скорее всего это р.Хабаньзя.

Топал долго, машин было очень мало. Один лесовоз остановился, спрашивал куда я. Зачем - я не понял. Дотопал почти до границы с Архангельской областью - и тут подобрал меня "дальнобойщик" Олег. В том смысле что человек на легковушке ехал далеко - через Каргополь, Няндому и дальше - вроде до Вельска. По дороге подобрали ещё 2 молодых ребят, которые путешествовали очень налегке. Я их уже встречал на трассе - то я их обгоню, то они меня, а вот теперь попали в одну машину.

Я попросил Олега высадить меня у поворота на Морщихинскую. Он, конечно, удивился! Я ж по пути рассказал коротко где побывал. Но я сказал что обязательно хочу побывать на водоразделе - таков последний пункт плана.
15:10 - и потопал я к Морщихинской! Время до заката ещё много....

До деревни километров 6, протопал я больше четырёх, и тут остановилась 9-ка, едущая навстречу. Оказалось водитель (Саша) просто катался, тормоза (и не только) на машине проверял после ремонта. Сначала Саша довёз меня до магазина - я купил чуток продуктов и выпил баночку холодненького пивка. Потом он предложил довезти меня до водораздела, на что я, естественно, сразу согласился. За такую доброту купил ему баночку пива и присовокупил 100 рублей "на бензин".

Вот такие там оборудованные стоянки (несколько штук). Там даже досчатые сортиры есть (метров 15-20 от стоянки).

При желании палатку можно и не разворачивать - пенка, спальник - и спи под навесом. Только комары доставать будут.

17:25 - развёл костёр , поставил палатку.

Островок.

Беломоро-Балтийский водораздел имеет вид природной гряды (Масельгская гряда), разделяющей два разноуровневых озера – Масельгское и Вильно. Высота гряды от 3 до 10 метров, длина межозерной части около двух километров. Склоны гряды крутые и заросли смешанным лесом.
На западе от дороги блестит зеркало озера Масельгского. Реки, вытекающие из него, впадают в Балтийское море. На востоке - водная гладь озера Вильно, стоки рек которого принадлежат Беломорскому бассейну.

Грибочки повылазили!

Вода чистая. Спуск к озеру - по лестнице, с одной стороны - перила, в конце - мостки. С удовольствием искупался....

Остановился я на правой стороне, на озере Вильно, напротив мыса, за которым когда-то была деревня.

Сходил к озеру Масельгскому - на глаз видно, что уровни воды в озёрах разные.

Последние 1.5 часа гром гремит "где-то там", тут пока чистое небо с легкими облаками, но солнца нет, оно на западе, а там сплошная облачность.....
19:00 - солнышко на западе проклюнулось. Перекусил тушёнкой, теперь кофейку .....
На трассе комаров было мало, в основном слепни, как свернул на Морщихинскую - и тех и других стало больше.....
На стоянке благодать - злыдней почти нет (единичные экземпляры). Зато кваквы мелкие, сантиметра по два, постоянно скачут мимо.
19:30 - надо готовиться ко сну - лучше завтра встать пораньше.
20:20 - ветер восточный. Лёгкая вата плывёт по небу. Улёгся спать, будильник поставил на 4:30.

Встал в 4:45. Ветер так шелестит листвой что кажется будто дождь моросит.
6:25 - навернул тушёнки, испил кофею.....
Погода портится - ветер усиливается (северо-восточный), солнце пропало (зато идти будет легче).

7:05 - вышел.

По пути попался вот такой оригинальный указатель.

Сегодня предстояло дотопать до Морщихинской (километра 4), выйти на берег Лекшмозера (посмотреть на озеро и церковь), закупить чуток продуктов (на случай ночёвки), выбраться на трассу (это ещё километров семь) и двигаться в сторону Каргополя (километров 60).

8:00 - дотопал до Морщихинской.

Указатель показывает туда, откуда я пришёл.

Дома в разном состоянии "ветхости".....

Контора Кенозёрского национального парка, рядом - магазин, почта, клуб.
Магазин работает с 8 до 22. Пиво "с 10", но пожалели усталого туриста.....

Специально прошёл до берега Лекшмозера, чтоб взглянуть на церковь.

Церковь Петра и Павла в плохом состоянии, какие-то попытки реставрации были, но заглохли.

Церковь стоит метров 50 от озера.

Со связью, я так полагаю, у них тут полный порядок.

От церкви вернулся в центр посёлка и свернул на дорогу к трассе.

8:50 - вышел из деревни. Не прошёл и километра - мужики на буханке подобрали. Только отъехали - разверзлись хляби небесные, дождь как из ведра!
Мужики ехали шабашить, и довезли до д.Орлово (это они так сказали). Но Орлово - это название куста деревень. А, судя по карте, высадили меня в Илекинской. Дождь закончился.

9:25 - потопал дальше....

Вышел из деревни - а там вот такое буйство цветов!

А это, похоже, д.Прокошинская - она на карте последняя и чуть в стороне от трассы.

10:20 - перекур 10мин. У какого-то болота. Засёк точку по GPS.
11:05 - капитально устал, и не только физически, но и морально. Встал, буду голосовать до второго пришествия...... Около получаса ждал - несколько машин проехали ..... Потом пожилой жилистый мужичёк взял.
12:25 - Каргополь! Тут я уже в третий раз. В этот раз никаких фото, желающие посмотреть фото Каргополя - смотрите путешествия 2012 и 2014 годов, там фоток хватает.
12:45 - вписался в "Каргополочку" =550 койка в 4-местном номере (в 3-х =750, в 2-х =850) без удобств, даже раковины нет. Душ, как и в прошлый раз - внизу.
Принял душ, покемарил, потом пошёл в город - пообедал в кафе.
17:10 - вышел на берег реки. Погода мрачная, вдалеке гром гремит. Но народ (молодёж) купается. На главном храме на куполах железо сменили.
17:30 начался дождь и я поспешил в гостиницу.
У меня оставался запасной день, можно было бы 2 ночи переночевать в Каргополе, но из-за субботнего расписания автобусов проблематично попасть на поезд, поэтому завтра придётся ехать в Няндому и ночевать там.

на страницу "Мои путешествия"